Что такое CTI
Основные функции CTI
Решения CTI
Компоненты CTI
Компоненты CTI-системы
Основные компоненты систем компьютерной телефонии:
-
специализированные платы компьютерной телефонии, которые вставляются в ПК.
К платам подключается необходимое количество телефонных линий;
-
персональный или промышленный компьютер с операционной системой;
-
специальное дорогостоящее программное обеспечение, под управлением которого работают ПК и платы компьютерной телефонии, которое обеспечивает выполнение необходимых функций системы CTI.
Основным компонентом систем компьютерной телефонии являются голосовые платы.
Именно голосовые платы имеют разъемы (типа RJ-11, RJ-14, RJ-48C, BNC), куда физически подключаются линии от телефонной станции. Платы различаются по типу и количеству обрабатываемых телефонных линий. К одному типу голосовых плат подключаются аналоговые телефонные линии, к другому - цифровые линии стандартов E1, T1 и ISDN. Возможен также вариант подключения плат к телефонной сети напрямую или через интерфейсные платы.
Голосовые платы обладают возможностью оцифровывать, сжимать, а также воспроизводить речь и выполнять ряд функций, необходимых для телефонного соединения (набор номера, мониторинг линии, распознавание окончания разговора). Все эти функции голосовые платы выполняют на аппаратном уровне, без обращения к центральному процессору, и, в результате, даже достаточно мощные системы могут быть реализованы на основе относительно маломощных компьютеров. Технической базой для работы этих плат являются специализированные DSP процессоры для обработки сигнала (Digital Signal Processing), используемые для выполнения всех вышеупомянутых преобразований голосового сигнала.
Другими элементами набора аппаратных средств для компьютерной телефонии являются коммутационные платы (используемые как для внутренней коммутации ресурсов, так и для организации конференций между телефонными линиями, подключенными к одной системе), факсимильные платы и платы для аппаратного преобразования «текст–речь». Последние позволяют синтезировать речевое сообщение по исходному текстовому файлу.
Основным производителем аппаратных средств для гибких систем компьютерной телефонии является американская компания DIALOGIC CORPORATION, подразделение INTEL. Каждый третий звонок, приходящий в системы КТ во всем мире, принимается платой DIALOGIC. Кроме того, DIALOGIC - разработчик промышленных стандартов в компьютерной телефонии. Именно эта компания создала первый модульный набор плат расширения для систем компьютерной телефонии на базе открытого стандарта. В настоящее время таким стандартом является SCSA (Signal Computing System Architecture). Благодаря использованию SCSA удается обеспечить стандартный подход к разработке прикладных систем компьютерной телефонии на всех уровнях.
Обмен информацией между различными платами, установленными в одном и том же шасси, производится в обход системной шины, поскольку ни одна системная шина не в состоянии обеспечить пропускную способность, необходимую для компьютерно-телефонных приложений (64 Кбит/с на канал). Есть несколько разных модификаций шины, конструктивно выполняемой как ленточный кабель, идущий от платы к плате. Разные поставщики используют разные стандарты шин. Компания Dialogic предлагает шины PEB (PCM Expansion Bus) и SCbus, являющаяся составной частью стандарта SCSA. Пропускная способность SCbus эквивалентна 2048 голосовым каналам, PEB - 128 каналам. Кроме того, стандарт SCSA поддерживает обмен информацией между разными машинами.
В зависимости от функциональных требований и количества телефонных линий в компьютер устанавливается необходимое количество плат. Далее все они соединяются между собой с помощью SCbus – специальной шины компьютерной телефонии, через которую в синхронном режиме происходит обмен информацией между платами. Количество плат, установленных в один компьютер, ограничено числом свободных слотов в компьютере. В системах компьютерной телефонии достаточно часто используются многослотовые промышленные компьютеры с количеством слотов до 20.
Сегодня основные стандарты отрасли поддерживает большинство изготовителей компьютеров и составных частей для них, поставщиков аппаратного обеспечения для компьютерной телефонии, а также ведущих производителей телекоммуникационных средств.
Недавно ECTF приняла новые спецификации шин компьютерной телефонии H.100 и H.110 CT Bus. Это важное соглашение описывает новую, высокопроизводительную шину компьютерной телефонии, обеспечивающую возможность совместимости существующих решений, использующих SCbus, с приложениями компьютерной телефонии на базе MVIP-90. Как таковая, новая шина CT Bus означает "конец войны шин". Dialogic полностью поддерживает H.100 и H.110.
Также как SCbus, H.100/H.110 CT Bus является еще одним средством для внедрения SCSA Hardware Model с использованием платформ PCI и cPCI. Широкое и всестороннее предложение продуктов от Dialogic рассчитано на то, чтобы дать разработчикам максимальную гибкость и возможность выбора для создания телефонных систем с минимальными проблемами совместимости и переноса. Например, разработчики, решившие скомбинировать новые продукты H.100 CT Bus с продуктами SCbus, не должны заботиться об изменении кода существующих приложений.
Можно выделить следующие основные функции, поддерживаемые платами CTI:
По выполняемым функциям специальные платы делятся на следующие основные группы:
-
Голосовые платы – основной элемент систем компьютерной телефонии. Именно они обеспечивают соединение по телефонным линиям и голосовое взаимодействие с абонентом, а также воспринимают команды, подаваемые пользователем путем нажатия на клавиши телефонного аппарата с тональным набором.
-
Факсимильные платы. Обеспечивают отсылку и получение факсимильных сообщений. Выпускаются как в виде приставок к голосовым платам, так и в виде автономных плат.
-
Специализированные платы для IP-телефонии. Основанная на стандартах платформа для разработки решений IP-телефонии, объединяющая на одной плате все необходимые функции, имеющие отношение к IP-телефонии.
-
Специализированные DSP-платы для аудиоконференций. Линейка плат для организации мощных аудиоконференций. Одна плата может обеспечивать одновременно до трех конференций по 32 участника в каждой.
-
Платы для подключения телефонных аппаратов и организации конференций. Данная серия плат предназначена в основном для подключения телефонных аппаратов (или гарнитур операторов). Позволяют осуществлять интеллектуальную коммутацию как местных, так и внешних линий. Кроме того, платы позволяют организовывать конференции.
-
Платы распознавания голосовых команд абонента. Используются в случаях, когда необходимо обеспечить подачу команд без использования клавиатуры телефонного аппарата (например, при звонке с аппарата, не поддерживающего тонального набора, при работе с мобильным телефоном во время управления автомобилем и т. п.).
-
Интерфейсные платы и голосовые платы без интерфейса с линией. Используются для создания экономичных систем с большим числом входящих линий в условиях, когда не все ресурсы системы компьютерной телефонии одновременно задействуются для обработки поступающих вызовов.
Кроме этих групп есть также платы, выполняющие более специфические функции.
Необходимо также отметить вопрос преобразования пульс-тон. Дело в том, что все голосовые платы умеют распознавать только сигналы так называемого тонового набора номера, которые используются в США, Израиле и еще некоторых странах. Весь остальной мир (в том числе и Россия) пользуется пульсовым набором, выполняемым как серия разрывов цепи между телефонной станцией и аппаратом у абонента. Разрывы цепи, соответствующие одной и той же цифре, разделены короткими интервалами; более длинный интервал соответствует переходу от одной цифры к другой. Основная проблема с пульсовым набором состоит в том, что коммутационное оборудование не передает разрывы цепи: в результате приходится заниматься распознаванием характерных щелчков в линии, что проще распознавания речи, но все равно достаточно сложно, особенно для младших цифр. Современные платы решают эту задачу, используя DSP-технологии.