Крупным и средним компаниям, имеющим сеть филиалов, необходимо обеспечивать телефонную связь между сотрудниками, работающими в разных местах. Если филиалы находятся в одном городе и подключены к городской телефонной сети, то дополнительных расходов на внутрикопоративную связь не возникает. Но если филиалы располагаются в разных городах, то компании приходится оплачивать дорогостоящий междугородный трафик. Можно ли снизить расходы связь с филиалами в такой ситуации?
Можно! Причем не два - три раза, а в десятки раз!
«Деньги на ветер»
Центром связи любого филиала обычно является мини АТС (например, Panasonic или LG). К мини АТС подключены телефоны сотрудников, факсимильные аппараты. Мини АТС в свою очередь подключены к городским телефонным станциям, через которые и совершаются местные, междугородные (в том числе звонки «филиал ? филиал») и международные звонки.
На рисунке ниже представлена классическая схема организации междугородной связи между филиалами, один из которых расположен в Москве, другой в Казани.
Как проходят звонки из одного филиала в другой? Вызов сотрудника со стационарного телефона сначала попадает на офисную АТС, с нее на городскую телефонную станцию, затем через оператора дальней связи («Ростелеком», «МТТ» или другого) на городскую АТС другого города, затем на офисную АТС второго филиала и наконец, попадает к нужному абоненту.
Классическая «дорогая» схема междугородной связи с филиалами
В рассмотренном нами примере стоимость минуты разговора сотрудников из разных городов составит 4 руб. (оператор МТТ). Если сотрудникам приходится общаться часто и подолгу, то легко представить какие счета компания получает ежемесячно.
Как экономить на связи с филиалами?
На следующем рисунке приведен самый экономичный, из существующих сегодня, способ организации меж-филиальной связи. К офисным АТС каждого филиала подключены VoIP шлюзы - устройства, которые обеспечивают передачу голосового трафика через IP сеть (Интернет).
VoIP шлюзы настроены на прямую работу друг с другом. Как только офисная АТС определяет (по префиксу), что абонент набирает внутренний номер сотрудника из другого города, то вызов автоматически перенаправляется на VoIP шлюз. В свою очередь шлюз определяет в какой город должен идти звонок и автоматически связывается через IP сеть (Интернет) со шлюзом вызываемого филиала. Шлюз в филиале передает вызов на свою офисную АТС, после чего тот попадает к вызываемому абоненту.
Два VoIP шлюза в этой ситуации организуют, по сути, пучок выделенных соединительных линий через IP сеть (чем больше интерфейсов на VoIP шлюзе, тем больше число линий в пучке). С точки зрения абонентов мини АТС звонок через шлюзы выглядит точно также, как если бы вызов шел через операторов дальней связи.
Организация междугородной связи с филиалами через VoIP шлюз
Примечание. Если в компании возникают проблемы с доступом в IP сеть, то для связи используется резервный канал через оператора дальней связи (показан пунктиром)
Чем хорош рассмотренный вариант организации междугородной связи с филиалами? В первую очередь низкими расходами на внутрикорпоративную связь. Компании приходится платить только за трафик по IP сети (Интернет), необходимый для передачи голоса. Много ли это?
При использовании VoIP шлюзами аудиокодека G.723.1 трафик расходуется со скоростью 8 кбит/с, таким образом один мегабайт переданной информации соответствует примерно 17 минутам телефонных разговоров! Даже при высоких тарифах на доступ в IP сеть такой способ связи обходится многократно дешевле. Например, при стоимости Интернет-трафика 1 руб / Мб у оператора «Таттелеком», стоимость минуты разговора составит всего 6 копеек (против 4 руб/мин у «МТТ»). Получается, что
звонки через VoIP шлюз в 60 раз (!) дешевле, чем через оператора дальней связи!
Несложно посчитать и окупаемость оборудования при таком применении. Учитывая, что стоимость разговоров через IP предельно мала, достаточно оценить за сколько месяцев расходы на междугородную связь превысят стоимость VoIP шлюза. Так, например, при стоимости двухканального шлюза AddPac около 10 000 руб. и текущих ежемесячных расходах на внутрикорпоративную связь 5 000 руб., VoIP шлюз окупится за 2 месяца. Если расходы компании 3 000 руб. в месяц, то окупаемость шлюза составит чуть более трех месяцев.
Средний срок окупаемости VoIP шлюзов в российских компаниях: 3 - 4 месяца
Как подключить VoIP шлюз?
VoIP шлюз можно подключить к любой офисной мини АТС. Сделать это можно различными способами. Чаще всего шлюз подключают на свободные городские телефонные линии. Если таких линий нет, шлюз подключают на внутренние линии офисной АТС или в разрыв городских / внутренних линий.
Примеры самых популярных подключений приведены на следующем рисунке.
Подключение VoIP шлюза на городские или внутренние линии офисной АТС
В зависимости от объема телефонного трафика между филиалами выбирают шлюзы с различным числом каналов: 1, 2, 4 и более. Сколько каналов в шлюзе, столько линий ему потребуется при подключении к АТС. Чем больше каналов — тем больше может быть установлено одновременных соединений.
Как настроить офисную АТС и VoIP шлюз?
После того как шлюзы в филиалах подключены к офисным АТС, их настраивают на работу друг с другом. В зависимости от набранного телефонного номера VoIP шлюз должен будет соединяться со своим «коллегой» в том или ином филиале.
В следующей таблице - пример плана нумерации центрального московского офиса компании, имеющей сеть филиалов в России.
Пример плана нумерации для центрального московского офиса компании
Внутренние телефонные номера московского офиса |
Куда звоним? |
100-199 |
внутри московского офиса |
200-219 |
филиал в Санкт-Петербурге |
220-239 |
филиал в Новосибирске |
240-249 |
филиал в Екатеринбурге |
250-269 |
филиал в Нижнем Новгороде |
Если VoIP шлюз в московском офисе подключен к городским линиям офисной телефонной станции, тогда в АТС необходима всего одна настройка: при наборе телефонного номера, начинающегося с определенной цифры (в нашем случае этот префикс - «2»), вызовы должны переводиться на городские линии, к которым подключен VoIP шлюз.
Когда VoIP шлюз получает телефонный номер (вида «2хх»), он по второй цифре определяет, со шлюзом из какого филиала необходимо установить связь. Установка связи производится по IP адресу. Поэтому предварительно в московском шлюзе прописывается таблица соответствия внутренних телефонных номеров и соответствующих им IP адресов шлюзов, стоящих в филиалах (см. пример в таблице ниже).
Аналогичные таблицы должны быть созданы во всех VoIP шлюзах во всех филиалах.
Пример таблицы соответствия внутренних телефонных номеров и IP адресов VoIP шлюзов в филиалах
Внутренние телефонные номера |
IP адрес соответствующего VoIP шлюза в филиале |
Примечание |
20х-21х |
195.96.187.99 |
VoIP шлюз филиала в Санкт-Петербурге |
22х-23х |
195.96.187.103 |
VoIP шлюз филиала в Новосибирске |
24х-24х |
195.96.187.108 |
VoIP шлюз филиала в Екатеринбурге |
25х-26х |
195.96.187.239 |
VoIP шлюз филиала в Нижнем Новгороде |
После установления связи VoIP шлюз филиала «набирает» телефонный номер вызываемого абонента, с которым потом и происходит соединение.
Как видно, количество настроек, которые необходимо сделать в офисных АТС и VoIP шлюзах минимально:
- настройка переадресации на офисных АТС;
- программирование таблиц соответствия телефонных номеров и соответствующих IP адресов VoIP шлюзов.
Подключение и настройку мини АТС и VoIP шлюза можно осуществить силами собственной IT службы, однако надежнее привлечь системного интегратора, обслуживающего офисную телефонную станцию или техслужбу реселлера, осуществляющего поставку шлюза.